Цепи противоскольжения

Цепи противоскольжения применяются на сельскохозяйственной технике, тракторах, грузовых и легковых автомобилях. Цепи используются для движения техники по льду, грязи, глубокому снегу и песку. Цепи необходимы для повышения сцепления покрышки с грунтом.

Устройство цепей противоскольжения

Цепи противоскольжения состоят из следующих частей:

  • Цепь наружного обода.
  • Цепь внутреннего обода.
  • Перемычки между цепями внутреннего и наружного ободьев.
  • Запорное устройство.
  • Стопорное кольцо запорного устройства.

В комплекте находятся цепи для одевания на два ведущих колеса автомобиля и чехол или сумка для их переноски.

Как правило, все элементы цепей противоскольжения изготавливаются из металла, но встречаются цепи, в которых отдельные части изготовлены из пластика или резины.

Виды цепей противоскольжения

Промышленность выпускает цепи противоскольжения разной конструкции. Вид цепи зависит от схемы, по которой соединены перемычки цепей. В зависимости от вариантов сцепления перемычек цепи подразделяют на «лесенки», «соты», «ромб», «треугольники», «диагонали» и т.п. Каждый вид имеет свои достоинства и недостатки. Самыми распространенными являются цепи противоскольжения в виде «лесенки», «соты» и «ромба».

Цепи в виде лесенки

Расправленная цепь в виде лесенки похожа на веревочную лестницу. Один конец расположенных внутри нее перемычек под прямым углом соединяется с цепью наружного обода, второй с цепью внутреннего обода.

Преимущества цепи «лесенка»:

  • Низкая цена.
  • Низкий вес комплекта.
  • Очень высокие тяговые свойства.

Недостатки цепи «лесенка»:

  • Во время движения автомобиля с дорогой попеременно сцепляются протектор покрышки и цепь. Разная степень нагрузки приводит к рывкам в трансмиссии.
  • Во время движения автомобиля по плотному грунту перемычки плохо натянутой цепи переворачиваются, изнашивая протектор покрышки.
  • Плохое сцепление цепи при боковом скольжении колеса.
  • Автомобилю с надетыми на передние колеса цепями «лесенка» очень сложно вылезти из колеи.

Цепи в виде ромба

Соединяющие наружный и внутренний ободья перемычки на цепи противоскольжения «ромба» расположены к ним под углом 45°. Посередине расстояния между цепями ободьев перемычки сцепляются между собой, образуя ромб.

Преимущества цепи «ромб»:

  • Цепь удерживает автомобиль от бокового скольжения.
  • Передние колеса автомобиля хорошо зацепляют бортик колеи. Автомобиль легче выбирается из ямы.
  • Перемычки цепей противоскольжения постоянно находятся между грунтом и покрышкой. Машина плавно движется, не испытывая рывков при движении и не напрягая трансмиссию.
  • Одетые на колесо цепи противоскольжения практически не изнашивают резину протектора.

Недостатки цепи «ромб»:

  • Большой вес комплекта цепей.
  • Высокая цена цепей.

Цепь «сота»

По своей конструкции цепь «сота» похожа на «лесенку». Отличие в цепях в том, что вместо одной боковые цепи соединены двумя поперечинами, сцепленными посередине между собой короткой цепочкой.

Преимущества цепи в виде «соты»:

  • Цепи слабо нагружают трансмиссию автомобиля.
  • Машина с одетыми цепями может двигаться по плотному грунту.
  • Колеса с надетыми цепями хорошо зацепляют боковиной протектора грунт, машина быстро выезжает из колеи.
  • Машина с надетыми цепями в виде сот хорошо управляется на льду и слабом грунте.

Недостатки цепи в виде «соты»:

  • Высокая стоимость.
  • Высокая цена.
  • Тяговое усилие ниже, чем у цепей в виде «лесенки».

Материалы для изготовления цепей противоскольжения

Промышленность выпускает цепи противоскольжения из разных материалов. Мягкие цепи производят из износоустойчивой армированной резины, пластика или полиуретана. Для лучшего сцепления со льдом поверхность мягких цепей оснащается пластмассовыми или металлическими шипами. Жесткие цепи изготавливаются из алюминия, стали и титана. Цепи из резины или мягкого пластика хорошо работают на льду, но быстро истираются на твердой поверхности. Металлические цепи показывают лучшие результаты в грязи, глубоком рыхлом снеге или песке.

Звенья металлических цепей выпускаются круглой или граненой формы. Цепи со звеньями из круглой проволоки хорошо работают в снегу, глине или жидкой грязи. Цепи с гранеными звеньями лучше «держат» автомобиль на ледяной дороге.

По виду термической обработки металлические цепи разделяются на три вида:

  • Незакаленный металл. При изготовлении этого вида цепи сталь не подвергается дополнительной термической обработке. Звенья этой цепи мягкие, они не раскалываются при наезде на бордюр или острый камень. Цепь имеет низкую стоимость. Недостаток цепи из незакаленного металла – низкий ресурс. При регулярной эксплуатации такая цепь быстро истирается. Однако ввиду низкой цены цепи из незакаленного металла будут лучшим выбором для тех, что редко выезжает на природу.
  • Закаленная сталь. Цепи из закаленной стали практически не истираются при движении автомобиля по дороге с твердым покрытием. Цепи имеют большой ресурс эксплуатации. При резком ударе колеса о твердый предмет звено цепи может лопнуть.
  • Цепь из металла с комбинированной термической обработкой. При этом способе закалки металла наружная поверхность его становится твердой, а сердцевина остается мягкой. При резких ударах по цепи сердцевина металла амортизирует, не давая расколоться верхнему слою. Цепи из металла с комбинированной термической обработкой имеют очень большой срок эксплуатации и могут использоваться в самых тяжелых условиях. Недостаток этих цепей – высокая цена.

Стальные цепи изготавливают из звеньев с диаметром проволоки звеньев от 3,5 мм. Чем выше это значение, тем выше цепь выставляется над гладким протектором и лучше проходимость автомобиля с надетыми цепями. Однако колесо с надетыми на него толстыми цепями при сильном крене автомашины может задевать за колесную арку. На колеса легкового автомобиля полной массой до 2 тонн надевают цепь с толщиной стенки звена 3.5 – 5 мм. Для кроссовера и легкого внедорожника этот показатель составляет 5 – 6 мм. На колеса мощных джипов при эксплуатации на вязких и сыпучих грунтах надевают цепь с сечением проволоки звеньев 6*8 мм. Для автобусов, тракторов и сельскохозяйственной техники используют цепи с диаметром проволоки звеньев от 6 до 19 мм.

Как используют цепи противоскольжения

В странах Европы цепи в основном применяются для поездок по заснеженной покрытой льдом дороге. В России цепи используются зимой для поездок по ледяной дороге и рыхлому снегу. Летом цепи помогают пробраться по лесной дороге к заветному озеру, небольшой лесной речке или месту охоты рыболовам, охотникам, туристам или любителям бездорожья. Опытные автолюбители могут быстро надеть цепи на колеса, для новичков эта операция занимает много времени и сил.

Собираясь в трудную дорогу делают следующее:

  • Цепи противоскольжения подбирают под размер установленных на автомобиле колес. Размер цепей указывается в сопроводительной технической документации.
  • Колеса автомобиля накачивают до рабочего давления.

Несоблюдение этих условий может привести к обрыву цепей и повреждению колес, колесных арок и подвески автомобиля.

В комплект входят цепи противоскольжения на два колеса. Их надевают на ведущие колеса автомобиля. На заднеприводные автомобили цепи надевают на задние колеса, на переднеприводные – на передние. На полноприводные автомобили цепи лучше надеть на все четыре колеса. Если есть только один комплект, то у таких автомобилей цепи надевают на передние колеса. На автомобили, у которых вторая пара колес подключается автоматически, лучше надевать цепи на колеса с постоянным приводом.

Как надеть цепь противоскольжения на колесо

Цепи противоскольжения практически невозможно надежно надеть на колесо застрявшего в грязи автомобиля, поэтому их устанавливают на автомашину перед преодолением труднопроходимого участка дороги. Монтаж цепей проводят на ровном участке почвы с твердой поверхностью.

Существует три способа надевания цепей на колесо

1 способ

Проще всего цепь смонтировать на снятое с автомобиля колесо. Для этого автомобиль домкратят, отвинчивают гайки, снимают колесо. Цепь расстилают на грунте. Колесо ставят на цепь. Цепь обертывают вокруг колеса. Монтаж начинают с тыльной стороны колеса. Кольцо конца цепи зацепляют за крючок второго конца цепи. Цепь расправляют на колесе. Звенья цепи с наружной стороны колеса вставляют в замок. Замок закрывают, фиксируют стопорным кольцом. Для надежности замок дополнительно обматывают мягкой проволокой. После этого колесо обратно устанавливают на автомобиль.

2 способ

При этом способе цепь раскладывают перед колесами автомобиля. Автомобиль осторожно наезжает на цепь. Далее сцепляются звенья внутренней части цепи, цепь расправляется на колесе, фиксируются звенья наружной стороны цепи, закрывается замок. Через 20 – 30 метров движения автомобиль останавливают, проверяют натяжение цепи, при необходимости подтягивают цепь.

3 способ

Для надевания цепи третьим способом потребуется домкрат. Автомобиль домкратится (за кузов, бампер или колесо), под колесо просовывается цепь противоскольжения. Цепь натягивается на колесо, автомобиль опускается. Через 20 – 30 метров движения автомобиль останавливают для проверки натяжения цепи.

Правила эффективной эксплуатации цепей противоскольжения

При эксплуатации цепей противоскольжения необходимо соблюдать следующие правила:

  • После того как цепи будут одеты, необходимо проверить, чтобы при любых положениях колес цепи касались автомобиля. Расстояние между цепью и колесной аркой должно быть не менее 30 мм. В противном случае возможно разрушение цепи или повреждение арки автомобиля.
  • При движении на автомобиле с надетыми цепями противоскольжения не стоит разгоняться до скорости выше 50 км/час. Высокая скорость увеличивает центробежную силу на колесах, цепь может ослабнуть и растянуться. Концы болтающейся цепи могут повредить кузов автомобиля, колесо и подвеску.
  • Для облегчения нагрузки на трансмиссию и износа протектора нельзя быстро останавливаться и прибавлять скорость. Ход автомобиля должен быть плавным, немного внатяг.
  • При движении по рыхлому грунту (снег, песок, жидкая грязь) необходимо отключить антипробуксовочную систему. Небольшая пробкусовка помогает очистить цепь от налипшей на нее глины и грязи.
  • Не стоит на машине с надетыми антипробуксовочными цепями ездить по дорогам с твердым покрытием. Металлические звенья цепи будут портить асфальтовое покрытие дороги и протектор покрышки. Кроме этого наличие цепей на колесах увеличивает тормозной путь автомобиля. Как только автомобиль выезжает на ровную твердую дорогу, цепи лучше снять с колес.
  • После поездки цепь необходимо достать из транспортировочного чехла, сполоснуть в воде, высушить. Замок цепи нужно очистить от грязи, осмотреть, проверить работу.
  • Хранить цепи необходимо в сухом месте, предохраняя от попадания влаги, масла или технических жидкостей. Для перевозки и хранения лучше использовать сумку или чехол из плотной ткани.
  • Цепи противоскольжения необходимо регулярно осматривать на предмет износа. При появлении износа цепь нужно отремонтировать или заменить. При использовании цепи с износившимися звеньями может произойти ее обрыв. Оборвавшийся отрезок цепи может повредить кузов или колесо автомобиля.
  • На одну ось автомобиля можно устанавливать цепи одного размера с одинаковым рисунком перемычек. Несоблюдение этого правила приводит к быстрой поломке трансмиссии автомобиля.
  • При установке цепи противоскольжения на колесо с легкосплавным диском необходимо следить, чтобы диск не касался цепи. Задевающая за диск цепь во время движения автомобиля может повредить поверхность диска.
  • Цепи противоскольжения не рекомендуется надевать на колеса с низкопрофильной резиной. Цепи не рассчитаны на эксплуатацию с таким типом покрышек и поэтому при движении могут поцарапать дички автомобиля.
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Товары