Зимой на российских дорогах порой не спасает даже шипованная резина. Без антипробуксовочных цепей трудно обойтись порой даже в городе, еще более они важны на трассе или в сельской местности. Впервые цепи противоскольжения стали использовать еще в начале XX века — их устанавливали на военные автомобили медицинской службы. А в США в 30-х годах, во время действия сухого закона, они получили распространение в среде контрабандистов, переправляющих алкоголь из Канады по льду Великих озер и горным тропам.
Конструкция автоматической цепи противоскольжения
В целях борьбы с пробуксовкой, водители используют самые различные устройства. Независимо от конструктивных особенностей, все они выполняют одно предназначение — усиление сцепления поверхности колес с дорожным покрытием. Зимой таким образом улучшаются ходовые качества автомобиля на обледеневших трассах, а летом помогают преодолеть бездорожье.
В последние годы получили широкое распространение автоматические противоскользящие цепи. Это оригинальное антипробуксовочное устройство, крепящееся на днище машины. Система состоит из цилиндрического корпуса, с помощью шарнира соединенного с вращающимся кронштейном, на котором закреплены несколько цепей. Поворотный механизм обеспечивает охват зоны более 180°. Благодаря гибкому распорному кольцу обеспечивается плавное движение цепей.
Антипробуксовочные системы выпускаются в различных модификациях:
- компактная — для машин с пневматической подвеской и широкопрофильными шинами;
- классическая, которую легко адаптировать под большинство типов автомобилей;
- траковая, предназначенная для грузовиков легкого конструктивного ряда.
Система запускается автоматически, простым нажатием кнопки из кабины водителя. Цепной ротор приводится в движение, в зависимости от типа автомобиля с помощью электрического привода или пневматически.
Принцип работы
Автоматическая антипробуксовочная система действует аналогично традиционным цепям или браслетам. Но принципиальное отличие состоит в том, что противоскользящие элементы не крепятся на колесе, а вращаются на барабане, прижатом к шине, между покрышкой и дорожным полотном. Причем скорость вращения такая высокая, что образуется почти постоянная подкладка, обеспечивающая надежное сцепление с дорогой.
Автоматически поднимающиеся консоли с роторами устанавливаются с внутренней стороны ведущего моста. На их концах закреплены вращающиеся диски с отрезками цепей из высококачественной нержавеющей стали. В обычных условиях конструкция поднята вверх и не создает помех движению. Если автомобилю необходимо преодолеть заснеженные или обледенелый участок, водитель включает систему, консоли опускаются, а гидромотор начинает вращать диски с цепными канатами. Противоскользящие элементы подаются под скаты ведущего моста, обеспечивая надежное сцепление.
Преимущества автоматических цепей противоскольжения
Практически каждый водитель сталкивался с трудностями при установке антипробуксовочных приспособлений. Чтобы поставить обычную цепь, требуется остановить машину перед сложным участком дороги, разложить элемент аккуратно наехать на него, а потом перекинуть через колесо и зафиксировать системой крепежных крючков и болтов. После этого требуется затяжка, которая, в зависимости от конструкции замка, выполняется автоматически или вручную. После прохождения сложного участка необходим демонтаж цепи. Все действия производятся в обратной последовательности.
Установка достаточно сложна, а уж если машина уже забуксовала, закрепить цепь почти невозможно. Но трудностей можно избежать, если оборудовать транспортное средство автоматической системой противоскольжения:
- запуск производится дистанционно из кабины водителя;
- можно выпустить цепи непосредственно на сложном участке дороги;
- цепные канаты остаются под колесом даже во время торможения;
- эффект достигается даже при движении задним ходом;
- квадратная форма звеньев повышает износостойкость элементов по сравнению с крученой.
При этом амортизированная подвеска сберегает поверхность покрышки. Хорошее сцепление обеспечивается даже при «пешей скорости» в 3 км/ч.
Применение автоматических цепей противоскольжения
Антипробуксовочные системы нового типа в последние 2 десятилетия получили широкое распространение в странах Европы и США. А сегодня они стали доступны и в России. Наиболее часто автоматические цепи противоскольжения устанавливают на спецтранспорте – автомобилях скорой помощи, пожарной охраны. Используют конструкцию и для дорожной техники, например, снегоуборочных машинах. Но также антипробуксовочная система может применяться на вилочных погрузчиках. Также цепями этого типа бывают оборудованы легкие грузовики, осуществляющие междугородние перевозки.